Минсельхоз УР выступает за переформатирование подходов подготовки профессиональных кадров для сельского хозяйства республики.
Решение вопроса искали сообща в рамках делового завтрака, который прошел вчера на базе Ижевского филиала Российского университета кооперации – в нем приняли участие представители Министерства образования и науки УР и ведущих образовательных учреждений среднего и высшего профессионального аграрного образования республики. Вела деловой завтрак и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия УР Ольга Абрамова.
Острая нехватка специалистов и квалифицированных рабочих кадров продолжает оставаться актуальной проблемой для сельхозпредприятий республики. Несмотря на то, что средние учебные заведения аграрного профиля ежегодно выпускают порядка 3 тыс. дипломированных специалистов, плюс им государством предоставляются единовременные социальные выплаты, стимулировать приток и закрепляемость молодых профессионалов на село не удается. «Более того, есть проблема недостаточно качественной подготовки молодых специалистов, причина тому – нехватка практики. Приходя на производство, они зачастую не знают, как обращаться с той же самой современной, энергонасыщенной техникой. Между тем, многие сферы аграрного производства всё больше определяют информационные технологии, цифровые системы», - задала тон дискуссии и.о. министра. – Необходимо максимально объединить ваши учебные планы с нашими производственными потребностями. Образование должно стать локомотивом для села».
В качестве мер совершенствования системы профессионального образования Министерство предлагает внедрение элементов технологии дуального образования в образовательный процесс техникумов и колледжей, реализацию практических проектов студентов на производственных площадках сельхозпредприятий и студенческий обмен между регионами России и зарубежными странами. К слову, в данный момент идет разработка Положения проведения регионального состязания среди молодых специалистов в различных сферах профессиональной деятельности, победителей будут награждать обучающей поездкой в передовые хозяйства России и зарубежных стран.
Опыт межрегионального и международного сотрудничества у образовательных заведений имеется – стажируются будущие аграрии в Финляндии, Швейцарии, проходят производственную практику в Московской, Свердловской областях и т.д. Но было высказано предложение зарубежные стажировки по обмену опытом в первую очередь организовывать для начинающих молодых специалистов. Участники открытой дискуссии, делясь насущными проблемами, тут же предлагали алгоритм их решений: для преодоления материально-технической отсталости учебных заведений оснащать учебные классы новыми машинами с использованием лизинговых схем, для качественного прохождения студентами учебно-производственных практик определить базовые хозяйства по кустовому принципу и внедрить институт наставничества, для управления кадровым потенциалом села создать банк вакансий на основе прогноза потребностей в будущих кадрах районов и хозяйств, для расширения практики целевого обучения пересмотреть размер социальных «подъемных» молодым кадрам. Нельзя не умалять значение и популяризации и поднятия престижа рабочих профессий, а для этого необходимо прежде всего сломать социальный стереотип «легкой зарплаты» у молодежи.
Отдельное внимание участники делового завтрака уделили перспективным методикам профессионального обучения молодой смены агропрома. Все поддержали высказанную инициативу предоставить возможность выпускникам ССУЗОв, желающих продолжить образование, обучаться дистанционно и начать обучение в вузе сразу со 2-3 курса. Также прозвучало предложение проводить демонстрационные экзамены студентов с участием потенциальных работодателей. Заместитель начальника отдела учреждений профессионального образования и науки Министерства образования и науки УР Александр Килин уточнил: «Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills начиная с 2019 года станет государственной итоговой аттестацией нового формата. Уже в этом году этот экзамен в качестве эксперимента будут сдавать пять студентов Увинского профессионального колледжа».
Ольга Абрамова заверила, что все прозвучавшие предложения будут взяты Министерством в проработку.